В последних числах августа 1902 года в жизни Российской империи произошло событие, после которого авторитет Николая II, — и без того подорванный неудачным выступлением перед земцами в январе 1895 года и в ещё большей степени трагедией Ходынки 1896 г., — был бесповоротно испорчен.
21 августа 1902 г. в «Правительственном вестнике» появилась шокирующая информация:
«Несколько месяцев тому назад в состоянии здоровья Ея Величества Государыни Императрицы Александры Фёдоровны произошли перемены, указывающие на беременность. В настоящее время, благодаря отклонению от нормального течения, прекратившаяся беременность окончилась выкидышем, совершившимся без всяких осложнений при нормальной температуре и пульсе. Лейб-акушер проф. Дм. Отт. Лейб-хирург Гирш. Петергоф, 20-го августа 1902 г.»
Шокирующей эта информация была по той причине, что перед тем на протяжении нескольких месяцев вся страна ожидала именно в эти самые дни появления на свет в семье императора очередного, пятого по счёту, младенца. И все сроки для «выкидыша», по вполне понятным причинам, были, с точки зрения элементарного здравого смысла, давно пройдены.
О том, как на произошедшее отреагировала образованная публика, можно судить по фрагменту из мемуаров экс-премьер-министра Российской империи графа С.Ю. Витте:
«Только ненормальность “истеричной” особы может служить, если не оправданием, то объяснением многих её действий и того пагубного влияния, которое она оказывала на императора. Что она “истеричка”, видно, например, из следующего. Она, конечно, желала иметь сына, а бог им дал четырёх дочерей. После этого она попала под влияние шарлатана доктора Филиппа. Этот Филипп ей внушал, что у неё будет сын, и она внушила себе, что она находится в интересном положении. Наступили последние месяцы беременности. Она начала носить платья, которые носила ранее во время последних месяцев беременности, перестала носить корсет… Все были уверены, что императрица беременна. Государь радовался, об её беременности России сделалось официозно известно…
Прошло десять месяцев, все в Петербурге ежечасно ожидали пальбу орудий с Петропавловской крепости, оповещающую жителей по числу выстрелов о рождении сына или дочери… Лейб-акушер Отт, со своими ассистентами, переселился в Петергоф…, исследовал и объявил, что императрица не беременна и не была беременна, что затем в соответствующей форме было оповещено России.
Если какой-нибудь шарлатан может внушить женщине, что она забеременела, и женщина под этим внушением находится в продолжении девяти месяцев, то что может внушить любой проходимец этой особе?»
Иными словами, образованная публика, и без того подозревавшая Николая II в недостаточной самодержавной компетентности, а значит, и легитимности, получила «наглядное подтверждение» того, что он, во-первых, женат на «ненормальной истеричке», а во-вторых, всецело находится у неё под каблуком, идя на поводу у её самых вздорных «оккультных» увлечений.
Что до необразованной России, то её реакция на происшедшее была ещё более для царского авторитета неутешительной. Вот как об этом вспоминал Государственный секретарь в отставке, сенатор и член Государственного совета А. А. Половцов: «Объявление об этом было сделано в “Правительственном вестнике” весьма бестолково, так что во всех классах населения распространились самые нелепые слухи, как, например, что императрица родила урода с рогами, которого пришлось придушить, и т.п.».
Одним словом, когда на горизонте придворной жизни появился Г.Е. Распутин, общественное мнение уже был готово увидеть в этом очередной признак того, что «нашим царём руководит безумная жена-истеричка». И, разогрев и накрутив себя убеждённостью в том, что «так дальше жить нельзя», устремиться в революционный омут 1917-го года…
Спустя сто с лишним лет коллектив учёных — историков и медиков — решил разобраться в этой давней истории и получить ответ на вопросы, которые по сей день вызывают споры.
Во-первых, имела ли место ложная беременность — или речь всё же шла о «выкидыше» либо «замершей беременности» последней российской императрицы? Иными словами, лукавил или нет профессор Отт в своём медицинском заключении?
Во-вторых, какую роль в произошедшем сыграли личностные особенности Александры Фёдоровны? Была ли она «ненормальной истеричкой», как её характеризовал граф Витте, или же эта оценка не имела ничего общего с реальной личностью супруги Николая II.
Наконец, в-третьих, какие реальные последствия для авторитета, а значит, и легитимности последнего русского царя сыграла вся эта драматичная история?
Об этом расскажут и ответят на все вопросы слушателей авторы недавно опубликованной в «Независимом психиатрическом журнале» статьи, посвящённой данной теме:
— кандидат исторических наук Д.А. Коцюбинский (ЕУ в СПб, МЦСЭИ «Леонтьевский центр»);
— аспирант СПб Института истории РАН М.А. Сюткина;
— кандидат медицинских наук, невролог Ю.В. Коцюбинская (НМИЦ ПН им. В.М. Бехтерева);
— невролог и мануальный терапевт М.А. Кайгородцев (НМИЦ ПН им. В.М. Бехтерева).
К обсуждению также присоединится участвовавший в подготовке статьи к публикации эксперт — врач гинеколог-репродуктолог, медицинский директор Next Generation Clinic кандидат медицинских наук А. А. Кирсанов.
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет или сделать возврат организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.