Дискуссионный клуб Даниила Коцюбинского

Можно ли застраивать исторический центр Санкт-Петербурга? Об этом будут спорить депутат ЗакСа Борис Вишневский и архитектурный критик Мария Элькина

Искусство и культура 16+

В мире есть всего три города, практически целиком включённых в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО: Венеция, Бразилиа и Санкт-Петербург в границах его исторического центра. Да, помимо Петербурга, многие исторические центры разных городов также входят в этот охранный Список. Но только в случае с гордом на Неве речь идёт об огромной части огромного мегаполиса, включающей в себя более 15 тысяч архитектурных объектов.

Блистательный Санкт-Петербург – тот, который, собственно, и является предметом международной охраны, был «сдан под ключ» большевикам в 1917 году.

В последующие десятилетия центр города неоднократно подвергался архитектурным вторжениям со стороны новой власти. В тело «старого Петербурга» инкрустировались новые здания, построенные в стиле модных в первые десятилетия XX в. конструктивизма и функционализма, затем наступил черёд раннего и позднего пост-неоклассицизма («сталинского ампира»), позднее возводились билдинги в духе раннего 1950-60-х и позднего модернизма 1970-80-х, «стиля развитого социализма – преддверия коммунизма».

Многое из того, что было построено в эпоху СССР, как показала жизнь, прижилось и органично «встроилось» в архитектурную ткань исторического центра.

Да, сталинский ампир – на фоне шедевров Росси и Кваренги – выглядел как убогое неандертальское копирование высокого кроманьонского искусства. Но даже здесь случались удачные решения – взять хотя бы многострадальное здание ВНИИБ на Площади мужества или знаменитый неоклассические пропилеи Смольного (хотя и построенные в более ранний период).

И даже модернистские «заплатки», там и здесь возникавшие в послевоенный период (в основном, на месте домов, погибших в годы Блокады), скромно вставали в общий ряд с безупречной дореволюционной застройкой, тактично теряясь на её фоне и не стремясь «растолкать локтями всех вокруг».

Как можно заметить, даже в тот тяжелейший для культуры период, когда страна советов повсеместно «преодолевала проклятое наследие царизма» и «искореняла пережитки капитализма и мещанства», ленинградское начальство и ленинградские архитекторы понимали, что просто не имеют права «поднимать руку» на архитектурный памятник всемирного значения – исторический центр «Петербурга-Петрограда-Ленинграда», как в ту пору было принято «полуофициально» называть город на Неве. И потому, как святая святых, хранили то, что сообщало всему невскому городу единую эстетическую и смысловую цельность – небесную линию Невы и стоящий на её страже высотный регламент, не допускавший строительство в историческом центре зданий (шпили, купола и технические сооружения, вроде телебашни – не в счёт) выше Зимнего дворца.

Но с приходом к власти постперестроечных поколений бизнес-чиновных «манкуртов», поражённых бюджетно-инвестиционной булимией, старый город стал всё более динамично разрушаться и наводняться гигантами-уродцами, ломающими «через колено» небесную линию Невы, взрывающими исторический центр Петербурга изнутри – и стремительно убивающими его.

Выросли, как пришельцы из голливудских антиутопий, мегалиты ампутантского «Регент-Холла», подставочно-подраковинной «Плазы», «Невской ратуши» с гигантской придурковатой «пипкой», ублюдско-пентхаузного «Монблана», «одноразового шприца» на Пироговской наб., горбатого Стокманна, поглотившей и разломавшей всё вокруг «второй сцены Мариинки» и прочих девелоперских чудищ (которые рано или поздно всё равно придётся сносить – по причине их невыносимой чуждости петербургскому архитектурно-культурному коду).

Наконец, в панораму города, «конкурируя» со шпилем Петропавловки, хамски вклинилась полукилометровая фалло-имитаторская спиралька-кукурузина Лахта-Центра, которую перед тем петербуржцам с трудом удалось изгнать с территории Охтинского мыса (где, правда, теперь всё тот же не унывающий «Газпром» собирается соорудить не менее аляповатую офисную «селёдочницу» «Хрустального корабля», параллельно погубив 85% археологических сокровищ Охтинского мыса)…

Можно ли вообще продолжать строить в историческом центре Санкт-Петербурга?

Или – учитывая темпы разрастания градоразрушительной катастрофы – впору наложить мораторий на любое архитектурное вторжение в исторический центр? И вспомнить, наконец, о том, что, с точки зрения ЮНЕСКО, «старый Петербург» – такой же точно бесценный в своей аутентичной неприкосновенности город-музей, как старая Венеция?

Поделиться:

415 дней назад
30 марта 2023 19:00–21:00

Санкт-Петербург
Марсово поле, д.3
Показать на карте

Уже есть билет
Восстановить или вернуть

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет или сделать возврат организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

Подпишитесь на рассылку организатора

Восстановление билета

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации на событие

Обращаем внимание на то, что билеты должны были прийти к вам на почту сразу после покупки.

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов