Истории искусства известно немало случаев, когда «нехудожники» оказывали на его судьбу решительное влияние. Благодаря кипучей деятельности таких людей как Перикл и Александр Македонский, Юлий Второй и Лев Десятый, Петр Первый и Екатерина Вторая искусство ждал прогресс, его язык освежался, появлялись новые ориентиры, рождались идеи. Как правило, эти люди имели отношение к власти, и что бывает характерно именно для власти, действовали в одиночку. Главные в истории коллекционеры живописи модернизма Щукин и Морозов не имели отношения к власти, были современниками и вообще принадлежали к одному и тому же кругу – старому консервативному московскому купечеству, вышедшему из староверов. При этом каждого из них хватило бы, чтобы сыграть в истории модернизма ту колоссальную роль, которая им выпала на двоих. С потраченных ими на французских художников колоссальных сумм начинается история объективной оценки материальной ценности модернизма, который уже много десятилетий доминирует на художественном рынке, и с этим положением прямо связаны его идейная актуальность для истории и глобальный эстетический авторитет. Благодаря открытым Щукиным и Морозовым в Москве музеям новой живописи отечественному искусству в ключевой момент становления русского авангарда был дан тот передовой ориентир, без которого оно неизбежно оказалось бы одной из художественных провинций 20 века, а не важнейшей доминантой. Скорее всего объяснить, почему Щукину и Морозову выпало быть парой в этой истории, невозможно. Но сравнивая их, можно лучше понять ее логику.
Александр Королев старший научный сотрудник Российского Института Истории Искусств (Зубовского), доцент Высшей Школы Экономики, преподаватель Смольного факультета СПбГУ.
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет или сделать возврат организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.